ВЫТИНАНКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ  

Обычно вытинанка воспринимается нами как вид народного искусства, а знакомство с ней происходит именно как с проявлением народного творчества, интересуются ей чаще этнографы и искусствоведы.

Моя цель – изменить это представление о вытинанке. То, что даёт нам традиционная белорусская культура – это только начало развития и становления этого вида искусства. Его возможности только раскрываются. Я не буду проводить исторического осмотра появления и развития вытинанки на Беларуси; не буду останавливаться и на искуствоведческом анализе. Мне хотелось бы осветить немного другой аспект. А именно, как через вытинанку можна повлиять на художественное и эстэтическое развитие детей дошкольного возраста.

То, что было заложено в детстве, даёт свои ростки и спустя много-много лет. По.тому я и хочу обратить внимание на использование вытинанки как средства воспитания дошколят.

Маленький человек этого возраста видит смысл не в конечном результате, а в самом процессе, и для него более важным является не то, как изображается, а то, что изображается.Он не может заранее продумать и предусмотреть ход прорезей и складываний, чтобы получить определенный рисунок. Ребенка завораживает сам акт сотворения из каких-то простых прорезаных дырочек волшебного и неповторимого узора. И весь процесс превращается в ожидане чуда.

Рисунок вытинанки образуется из простых по форме дырочек – этого требуют особенности используемого материала (бумаги), инструмента (ножниц) и специфическая белорусская традиция. Ребенок же сам по себе избегает сложного изображения. Форма упрощается, обобщается и изображение превращается в характерный символический знак. Именно в этом большая субъективная ценность детской вытинанки.

Помимо этого дошкольнику недостаточно качеств одного материала. Как и в жизни ничего не встречается в чистом виде, так и в детском творчестве возможно сочетание различных изобразительных средств и материалов. Эклектика в детской изобразительной деятельности явление необходимое и полностью положительное. Именно через употребление разнообразных материалов идёт отбор и вырабатывается вкус.

К тому же кропотливостью и усидчивостью отличается редкий ребенок. И поэтому для изображения задуманного просыпается фантазия и в ход идут разные материалы, которые помогают при минимальном напряжении достигнуть максимальной выразительности. Здесь уже не существует вытинанки ради вытинанки. Здесь вытинанка становиться изобразительным средством. Поэтому можно и дорисовать карандашом, можно подставить кусочек цветной бумаги снизу. Можно наклеить вытинанку на бумагу, можно на ткань, можно на окно или на стеклянную баночку (а потом налить в баночку воды, насыпать мелких обрезков фольги, закрыть плотно крышкой и посмотреть, что получится?.. красота!!!). Всё можно. Попробовал, ощутил и тут начинается творчество, разыгрывается фантазия. В рамках того, что можно реализовать, ей всё разрешено. И это придает работам детей еще большую эмоциональную и индивидуальную выразительность.

В случае работы с детьми вытинанку можна раздельть на два типа(по характеру её использования на занятиях): изобразительную и прикладную.
Изобразительная может быть самостоятельной работой, отображать конкретный предмет, человека, архитектуру, животное.
Прикладная вытинанка используется как часть поделки, украшения предмета, оформления рисунка или другой детской работы. Так, например, узкой полоской бумажных кружев можно оформить батик, или превратить бумагу в морозный рисунок на окне. При том между двумя типами необязательно проводить грань. Они могут дополнять один другого, а в каждом из них может находиться другой.

Но есть и особенности между ними. Символизм – одна из наиболее важных особенностей детского рисунка – в первом (изобразительном) типе проявляется в конечном результате, а в другом (прикладном) – в поцессе работы. Тут нужно добавить ещё и то, что для второго более характерно использование различных материалов (хотя и изобразительная не исключает нетрадиционного их использования).

Так или иначе, но ребенок наполняет смыслом свою работу Технология, последовательность действий превращаются в сюжет сказки или рассказ. И, когда изменяется действие в сказке, может и измениться и композиция, а другой раз и само произведение.

Доступность и лёгкость в исполнении делают вытинанку удобной в использовании при работе с детьмя. Она расширяет и углубляет соприкосновения и взаимоотношения ребенка с миром. Именно вытинанка является одним из первых видов искусства, через который можно привить ребенку уважение к традициям. Постредством её знакомить с культурой и другими видами белорусского ремесла: ткачеством, вышивкой, народными строями, гончарством, резьбой по дереву.

В коллективной работе очень интересно получается работа по созданию тканого покрывала: каждый ребенок создаёт отдельный рапорт из вытинанки и цветного фона, потом все детали складываются в одно большое покрывало. Хорошим примером при изучении белорусской архитектуры может быть вырезание Гродненской Борисоглебской церкви XII века (Каложи). Несложную по своим архитектурным формам и украшенную майоликой, её довольно просто изобразить даже самому маленькому ребенку, который только что научился держать ножницы в руках.

Салфетки и снежинки, разноцветные розетки на стены, вырезанные занавески на окна, сделанные собственными руками помогают ребенку почевствовать личную ценность. Ребенок видит, как он создаёт красоту.

Так через приобщение к народному искусству, а в данном случае к одному из его видов – вытинанке – мы знакомим ребенка с символическим опытом человечества. И вытинанка помогает ребенку почувствовать действие одного из главных законов бытия, по которому происходит слияние идеи, материи и красоты.


Из выступления на республиканском семинаре
по проблемам вытинанки, прошедшем
в 2001 году в г. Молодечно Минской обл.


РАБОТЫ ДЕТЕЙ
На главную
Гостевая книга



Хостинг от uCoz