АРХЕТИПЫ И СИМВОЛЫ В БЕЛОРУССКОЙ ВЫТИНАНКЕ.  

Вытинанка – самый молодой из традиционных видов народного изобразительного творчества. Сегодня в нашей стране она переживает новый всплеск и подъём интереса к ней. За последние несколько месяцев (с лета 2005г.) только в Минске и Минской области прошло несколько мероприятий так или иначе связанных с вытинанкой: Республиканский праздник-конкурс «Чароўныя нажніцы» (июль 2005г., музей-деревня «Дудутки»); Республиканская выставка вытинанки «Папяровы сусвет» (сентябрь – октябрь 2005г. ); ежегодная выставка мастеров БСМНТ «Калядныя ўзоры» (декабрь 2005г. – февраль 2006г.); II Национальная выставка народного искусства «Жывыя крыніцы» (март – апрель 2006г.); региональный праздник-конкурс «Папяровыя карункі» (апрель 2006г., г. Молодечно); выставка «Ажурнае святло выцінанкі» (апрель – май 2006г.); I Республиканская выставка детской вытинанки «Чароўныя ўзоры» (май 2006г.); Республиканский семинар-практикум по проблемам вытинанки (май 2006г.); персональные выставки Шалимо Е.И., Гамаюновой Н.В., Рудницкой Г.Р. и её учеников; открытие сайта секции вытинанщиков БСМНТ «Белае дрэва» (май 2006г.).

И всё же не смотря на такое разнообразие мастеров, взглядов и направлений в этой области народного творчества сегодня, невольно задумываешься о том, а основа вытинанки так же архаична, как и у других видов традиционного искусства? И поэтому целью этого доклада поставлена попытка обрисовать современные направления развития вытинанки и проследить насколько сохранились в них те базовые архетипы и символы, которые характерны для белорусской традиции. В работе используется анализ работ мастеров вырезания из бумаги, работающих в этом направлении сегодня, сравнение их произведений с другими видами народного декоративно-прикладного искусства, не ограниченными временными рамками, и выделение символического поля вытинанки.

Если посмотреть на вытинанку в масштабе общемировом, то можно отметить, что в таком виде техника вырезания из бумаги существует лишь на территории Беларуси, Литвы, Украины и Польши. В других странах распространено силуэтное вырезание. Выделим характерные особенности белорусской вытинанки: 1) симметричность изображения, 2) принцип многоразового складывания (при прорезывании лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается), 3) создание сложного узора путём составления его из прорезей простых геометрических форм (даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.), 4) относительная монохромность (обычно используется, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда – фольга золотая или серебряная).

В различных регионах Беларуси вытинанка так же имела свои отличительные особенности, они есть и сегодня. Но кроме этого наблюдаются ещё и различные тенденции к пониманию самого процесса развития вытинанки. Часть мастеров просто сохраняют традиционные формы в их неизменном виде: Овчинников А.Ф., Мулица С.В. (г. Гродно), Шурак Н. П. (г. Новогрудок Гродненской обл.), Зайко Г. (г.п. Сапоцкин Гродненской обл.) рис.1, Одинец Н.Г. (д. Засмужъе Минской обл.) рис.2. Такая вытинанка декоративна, и порой утилитарна. Некоторые мастера используя традиционные изобразительные мотивы и образы преподносят их в более современной форме, привлекая вытинанку к экспонированию на выставках, применению в полиграфии (иллюстрирование книг, открытки, календари и пр.), интеръере. Здесь она уже выступает как вид декоративно-прикладного искусства и несет оформительское начало: Дубинка А.Ф. рис.4, Сухая Н.В., Соколова-Кубай (г. Минск), Казачёнок Л.Л. (г. Витебск), Веремей Ю. (г. Молодечно) рис.3. Есть и те, кто опираясь на принципы, характерные для белоруской вытинанки создают новые образы, преобразуют ее в иных формах: Вяль С.В. (г. Брест) рис 6, Шалима , Гамаюнова (г. Минск), Червонцева Е.Л. (г. Молодечно Минской обл.) рис.5, Талерчик А. В., Лабунова Т.А. (г. Витебск). Можно выделить и ещё одно напраление, где вытинанка выступает уже как самостоятельный подвид графики: Червонцева Н.Л. (г. Молодечно Минской обл.), Бабурина О.В. рис.7, Соколова-Кубай Н. (г. Минск), Харлинская О.С. (д. Доры Минского р-на) рис.8.

Классифицоровав тенденции понимания развития современной вытинанки по этим четырём направлениям и проанализировав работы мастеров, работающих в кадом из них, следует отметить то, что символы и архетипы проявляются во всех направлениях с завидным постоянством, и лишь имеют более или менее яркую выраженность. Предположим, что причина этому – декоративность вытинанки и её орнаментальность. Что представляет собой орнамент? Это шифр. На культовых и бытовых предметах, извлеченных как белорусскими, так и другими археологами из-под земли, мы видим тот же шифр (6, стр.90-109; 4, рис. 10-18, 20, 56, 321, 325-328). Если предмет предназначался для неких обрядов, то на них, естественно, наносился определенный знаковый ряд, соответствовавший обрядовому предназначению. Если – бытового характера, рисунок имел значение оберега или пожелания – обращения к силам, духам или богам. Предмет, равно как и рисунок на нём были глубоко символичны для того, кто им пользовался. И поскольку мышление первобытного человека было синкретичным, он не отделял предмет от того, что этот предмет символизировал. А интерпретация их была жива, подвижна многозначна (8, стр.64): сосуд – женщина – плодородие – сытость, копье – вертикаль – фаллос – мужская энергия – удача на охоте. Этот шифр сохранился в белорусском народном творчестве и используется по сегодняшний день в некоторых видах декоративно-прикладного искусства часто как дань традиции (11, стр. 73, 91-103), а часто – как выплеск из подсознательного (11, стр. 69, 80-81).

Рассмотрим некоторые наиболее глубинные архетипы. Они лежат в самой основе технологического исполнения вытинанки (12, стр.52): симметрия центрическая (радиальная), зеркальная (осевая) и линейная (рапортная). Каждый вид симметрии отражает древнейшие формы человеческого мышления. Так центрическая – восприятие космоса, где центр – это человек, окружность – это его вселенная, цикличность природных явлений, круговорот. Широко распространенный мотив «снежинки», розетки, мандалы рис.9, (7, стр. 12, 36-39, 104-107, 204-208). Зеркальная – дуализм мира, разделение на день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту. «Вазон» в ткачестве и вышивке в вытинанке преобразился в Древо жизни (или Мировое древо), рущовку (7, стр. 15, 48-50, 55-56, 175) Это один из самых излюбленных мотивов вытинанщиков рис.10. Не будем вдаваться в более подробное описание этого символа. Отметим лишь, что он так же является отражением космической оси, поэтому порой названия Мирового древа получают работы, мало напоминающие древо как таковое. Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности, где один – два – три, а дальше уже много. Она перешла в вытинанку в большей степени из ткачества и очень широко используется в её фрагментах рис.11.

Кроме этого есть символы, которые достаточно древни по своему происхождению. Таким, например, является символ яйца. Как непременный атрибут Пасхи он используется мастерами вытинанки для создания поздравительных открыток рис.12. Но так же рассматривается и в своей самости рис.13.

Если рассматривать вытинанку более детально, то можно заметить, что есть мотивы, наиболее часто используемые мастерами. К ним можно отнести птиц: голуби, петухи, павлины, некие декоративные сказочные птицы. Все они имеют широкое распространение в белоруской мифологии (1, стр. 51, 122, 128, 171, 281), которая находит своё проявление в сказках, поверьях, приметах, гаданиях (5, стр.20), народном соннике. Цветы используются как детали, розетки, они же «снежинки», а так же как самостоятельные работы. Встречаются так же фигуры людей как элементы композиции, и эти фигуры очень стилизованы. Персонажи мифологии – палявик, лясун, Рай, Жытняя баба, Чур (2, стр. 10, 33, 40, 45, 50, ) – иллюстрирование сказок, мифов, обрядов, праздников. Это уже более позднее явление, которое появилось в последние 10 лет и «моду» на них ввела Молодеченская школа вытинанки рис.14. Вырезают животных, чаще как сказочных, фольклорных персонажей, но все они несут на себе мифологический, тотемный, обрядовый подтекст (3, стр. 95-110; 9, стр. 200, 223; 10, стр.33, 99, 243). Широкое распространение сегодня получило вырезание архитектурных форм (чаще культовых храмов). Кроме того, как детали вытинанки, используются те же ромбовидные, прямоугольные, круглые, треугольные формы с таким их наполнением, какое мы встречаем в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву, ковке (7, стр. 9-12; 10, стр. 11-19, 68, 73). Можно ли утверждать, что смысл, вкладываемый в них в вытинанке тот же, что и в перечисленных видах традиционного искусства. Возможно, да. Ведь эти виды не существуют отдельно друг от друга, они плотно связаны между собой и взаимодополняемы. И те символы, которые используются в одном из видов, плавно перетекают в другой, изменяясь лишь настолько, насколько этого требует соответствующая техника.

Сонм идей-символов-архетипов существует, пожалуй, даже отдельно от человека. Это как некие мыслеформы, сформировавшиеся много тысяч лет назад. Они подпитывались человеческим сознанием и теперь независимы, самостоятельны. С ними соприкасается арт-человек. Приближаясь к этому сгустку, личность открывает дверь и является проводником между созерцателями искусства и идеей, заключенной в нем. Но не вся идея открывается через предмет творения, а лишь часть ее, небольшая грань. Похоже как в притче про слона и слепых. И лишь поскольку арт-человек редко оперирует точечными понятиями, а чаще более объёмными символами, то и мысль (или состояние, или чувство, или переживание) в его произведении имеет некое пространственное или временное содержание. И чем оно больше, тем талантливее и гениальнее творение. А соприкосновение с орнаментом и традиционным народным искусством открывает сферу этнического эгрегора.


Список литературы:
1. “Беларуская міфалогія”. Энцыклапедычны слоўнік. Мінск, “Беларусь”, 2004г.
2. “Беларуская міфалогія”. Укладальнік Васілевіч У.А. Мінск, “Універсітэцкае”, 2001г.
3. “Беларускі народны соннік”. Укладальнік Васілевіч У.А. Мінск, “Бацькаўшчына”, 1996г.
4. А. Голан. “Миф и символ”. Иерусалим “Тарбут”, Москва “Русслит”, 1994г.
5. “Дай божа знаць, з кім век векаваць: беларуская народная варажба”. Укладальнік Васілевіч У.А. Мінск, “Беларуская навука”, 2002г.
6. Н.І. Зданаў, А.А. Трусаў. “Беларуская паліваная кераміка ХІ-ХVIII стст”. Мінск “Навука і тэхніка”, 1993г.
7. Кацар М.С. “Беларускі арнамент”. Мінск, “Беларуская энцыклапедыя”, 1996г.
8. Косарев А.Ф. “Философия мифа”. Москва. “Университетская книга”, 2000г.
9. Ненадавец А.М. “За смугою міфа”. Мінск, “Беларуская навука”, 1999г.
10. Ненадавец А.М. “Святло таямнічага вогнішча”. Мінск, “Беларусь”, 1993г.
11. Сахута Я.М. “Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва”. Мінск, “Беларусь”, 2001г.
12. Н. Чырвонцава. “Мадэль гармоніі. Выцінанка як з’ява духоўнай культуры беларусаў”. Часопіс.


На главную

Хостинг от uCoz